Спросите директора о принятых в саду взглядах на воспитание. Хорошая программа, как правило, основана на свободной игре в сочетании с групповыми занятиями, не подразумевающими соревнования, как, например, хороводы, совместное пение, чтение вслух и походы на детскую площадку. Детей не должны заставлять неподвижно сидеть и молча слушать чтение на протяжении более десяти-пятнадцати минут, не должны вводиться никакие академические требования. Однако у воспитателей должен быть письменный план на день с подготовленными играми и неформальными способами обучения; попросите показать вам пример такого плана.
Подходящая вашему ребенку программа должна быть ориентирована на его личность. Одним детям подойдет не имеющая четкой структуры программа, другим - программа с более четкой структурой, некоторым же требуется хорошо структурированная (однако без чрезмерно жестких требований) программа. Очень активному ребенку нужно обеспечить широкую свободу действий, но и ограничить их четкими правилами. Для тихого ребенка нужно подбирать занятия в небольших группах, уделять ему больше внимания и поощрять проявления самостоятельности. Очень сообразительный и любознательный малыш нуждается в дополнительном стимулировании и требовательности. Плохо приспосабливающемуся ребенку требуется гибкая программа подготовки к школе (возможно, такому ребенку необходимо присутствие родителей на протяжении первых дней или недель - чтобы помочь ему адаптироваться к новой обстановке; возможно, ему нужна дополнительная помощь при переходе от одного занятия к другому). Для чувствительного к шуму, быстро переутомляющегося ребенка предпочтительна относительно спокойная обстановка (хотя ни в одном детском саду вы не можете и не должны рассчитывать на абсолютную тишину), с уголками, куда ребенок может пойти, чтобы успокоиться. Если слишком яркий и насыщенный интерьер (цвета, формы, стиль) переутомляет вашего ребенка, выберите детский сад с более спокойным декором.
Поинтересуйтесь образовательным аспектом программы. Хорошая программа будет развивать творческие, интеллектуальные, физические задатки ребенка, его способность общаться в сочетании с самостоятельными играми, играми на улице и занятиями в группе, однако не будет направлена на обучение чтению, письму и счету. Остерегайтесь садов, где обещают дать академические знания. Дети не нуждаются в формальной академической программе, зато вероятность физического и эмоционального истощения в таких заведениях крайне велика, если от малыша слишком рано начинают требовать усидчивости и внимания. Тем не менее, конечно же, должно осуществляться неформальное практическое обучение: ознакомление с алфавитом, числами, музыкой, литературой, искусством и науками. Просмотр телевизора не должен являться неотъемлемой, тем более основной частью распорядка дня, хотя и допустимо использование хороших видеозаписей.