|
ВЫБИРАЕМ ДЕТСКИЙ САД И ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ Как его выбрать. В этом случае детский врач, другие родители, друзья и соседи смогут дать вам как хороший совет, так и рекомендации. Возможно, существует местная организация, предоставляющая информацию о зарегистрированных детских садах и группах подготовки к школе. Что вы должны знать о программе, принятой в детском саду или группе подготовки к школе. Качество подготовки значительно различается в разных садах; вам может потребоваться много времени и сил, чтобы найти такой, который больше всего подходит вам и вашему ребенку. Делая свой выбор, примите во внимание следующее. Количество детей в группе. Детей до двух лет рекомендуется помещать в группы, где на одного взрослого приходится 4 (лучше 3) ребенка; детей от двух до трех лет - в группы с одним взрослым на максимум 6 детей (соотношение 1 к 4 является идеальным). В расчет следует принимать всех детей самого воспитателя, находящихся в доме постоянно или на протяжении некоторого времени. Безопасность и охрана здоровья. Соблюдаются ли правила техники безопасности: розетки закрыты, игрушки соответствуют возрасту детей, лестницы безопасны, оборудование на игровой площадке отремонтировано и т.д.? Достаточно ли хорошо проветривается помещение (пусть вас не вводят в заблуждение освежители воздуха - поинтересуйтесь состоянием вентиляционной системы)? Установлены ли детекторы дыма (попросите отчет последней комиссии), огнетушители, защитные решетки на окнах (если это необходимо), а также свободен ли выход (с хорошо заметными указателями) на случай пожара? Расположена ли площадка для парковки машин на безопасном расстоянии от игровых площадок? Какие соблюдаются меры предосторожности, когда дети выходят за пределы школьного двора? Умеют ли работники оказывать первую медицинскую помощь, предотвращать травмы и контролировать появление инфекций? Помещены ли возле каждого телефонного аппарата номера телефонов, по которым следует звонить в экстренных случаях? Существует ли письменная инструкция, предписывающая, что делать, если ребенок заболел или травмирован (попросите показать ее); выделено ли специальное место (безопасное, но изолированное от других детей), где больной ребенок мог бы дождаться родителей или няню? Если ребенку необходимо дать лекарство, сделают ли это воспитатели? Есть ли в детском саду врач или по крайней мере можно ли его вызвать? Проводятся ли профилактические мероприятия против распространения инфекции? Часто ли моют игрушки (мягкие игрушки следует мыть в стиральной машине, пластиковые - в посудомоечной или в горячей мыльной воде)? Содержится ли в чистоте и продезинфицирована ли мебель? Тщательно ли работники моют руки, в особенности после того, как поменяли пеленки, отвели ребенка в туалет, пришли с улицы, вытерли грязь, и перед тем, как приносить еду? Требуют ли от детей мыть руки перед едой, после посещения туалета и игр на улице? Есть ли отдельные раковины для мытья рук и приготовления еды? Одни ли и те же люди меняют пеленки и готовят еду? (Лучше, если это не так.) Моют ли столик для пеленания каждый раз после использования? Столик может загрязняться сильнее, если, кроме подгузников, на детях ничего нет. В хорошем ли состоянии поддерживаются ванная и кухня, соблюдены ли там санитарные нормы и нормы безопасности? В идеальном случае каждый ребенок должен иметь собственный, принесенный из дома горшок; в местах общего пользования сложно соблюдать санитарные требования. Хранятся ли опасные вещества (такие, как моющие средства) в недоступном для детей месте? Есть ли у мусорного ящика ножная педаль, чтобы персоналу и детям не приходилось прикасаться к крышке? Распорядок дня. Соответствует ли он потребностям вашей семьи? Возможно, вы хотите отдавать ребенка на весь день или же решили оставлять вашего малыша в саду сначала пару раз в неделю до обеда, постепенно увеличивая посещения до пяти раз в неделю. Большинство программ предусматривает полный рабочий день, а также присмотр за ребенком до и после посещения им школы, что рассчитано на работающих родителей. Однако вам не обязательно оставлять ребенка на весь день, если дома за ним есть кому присмотреть. Если же вам время от времени нужно приводить ребенка раньше, а забирать - позже, то можете ли вы сделать это за умеренную доплату? Стоимость. Уровень оплаты услуг детского сада высокого класса может быть крайне высок, особенно если вы платите за дополнительные услуги (убедитесь, что оговорена стоимость всех услуг, в том числе расходы и вознаграждение за дополнительные часы присмотра за ребенком). Стоимость может быть значительно ниже, если детский сад получает субсидии (от государства, спонсора или какой-либо организации) или используется принцип сотрудничества (родители по очереди помогают педагогам, чтобы снизить расходы на персонал). Такая форма подходит большинству семей, однако в ней есть и свои минусы: семьи слишком сильно зависят друг от друга. Условия приема. Должен ли будет ваш ребенок «сдавать» вступительный экзамен или проходить собеседование? Насколько сильным будет напряжение? Какой конкурс? Стоит ли идти на это? Текучесть кадров. Поинтересуйтесь, как давно работает каждый из педагогов. Высокий процент увольнений ставит под сомнение качество программы и ухода за детьми. Обсудите с родителями тех детей, которые уже посещали данный детский сад, качество программы и компетентность воспитателей. Квалификация персонала. Директор должен иметь свидетельство о педагогическом образовании и быть специалистом по обучению детей дошкольного возраста. В идеале все воспитатели должны пройти профессиональную подготовку по развитию и обучению маленьких детей. К сожалению, многие из них не имеют такой подготовки и она не требуется от воспитателей детских садов и групп подготовки к школе. Во всех детских садах должен проводиться тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья новых кандидатов перед приемом их на работу. Обстановка. Достаточно ли просторно помещение? Достаточно ли широк выбор игрушек? Игрушки безопасны и соответствуют возрасту детей? Есть ли игрушки даже для самых маленьких? Они современны и в хорошем состоянии, или же в конструкторе не хватает деталей, у кукол - голов, а у машин - колес? Сядьте на детский стульчик, чтобы понять, как видит комнату малыш. Достаточно ли в ней светло? Поддерживается ли активность на соответствующем уровне (достаточно высоком, но не чрезмерно), не слишком ли шумно? Каково качество оборудования, есть ли места для игр, развивающих фантазию? Много ли картин на стенах (расположенных на уровне детского роста) и произведений искусства, которые не были бы одинаковыми или слишком «правильными» (многообразие индивидуального детского творчества должно быть очевидно.) Достаточно ли места для послеобеденного сна: есть ли у каждого собственная кровать? Есть ли у каждого ребенка шкафчик для личных вещей? Соответствует ли оборудование ванной и туалета росту детей или же предусмотрены устойчивые подставки? Есть ли безопасная игровая площадка возле здания или неподалеку? Убедитесь, что площадки для игр соответствуют нормам безопасности. Общение родителей с персоналом. Проводятся ли регулярные собрания родителей и воспитателей? Можно ли в случае необходимости договориться о дополнительных консультациях - как во время личной встречи, так и по телефону? Существует ли доска объявлений или другая форма упрощения ежедневного общения родителей и воспитателей (что особенно важно, если ребенок проводит в саду весь день). Еда и система питания. Дети едят принесенную из дома пищу или она готовится на месте? Если ее готовят в саду, что она собой представляет? Питательна ли? Соблюдаются ли при приготовлении пищи правила санитарии и гигиены (см. с. 110)? Посмотрите, как выглядит еда и десерт; если возможно, попробуйте их. Туалет. Принимаются ли дети, не отвыкшие от подгузников? Как правило, их берут в детский сад, но не принимают во многие группы подготовки к школе. Если ваш ребенок уже начал отвыкать от подгузников, поможет ли ему в этом воспитатель? Возможность посещения детского сада родителями меняется в каждом конкретном саду. В большинстве будет установлено определенное время; в некоторых предложат формальный обход (часто для группы родителей), а затем более длительный визит, позволяющий родителям увидеть группу в процессе работы. Допуск родителей, желающих поместить в сад своих детей, часто запрещен, не только из-за возможных нарушений распорядка, но и по соображениям безопасности. Родители, чьи дети уже посещают данный детский сад, иногда могут приходить без предварительного предупреждения (таким образом они могут осуществлять периодические проверки), однако и здесь правила могут быть различны. Однако за запретом на посещение сада родителями может скрываться что-то иное. Если у вас возникли подозрения по поводу вашего детского сада - попросите объяснений. Если удовлетворительного объяснения нет, а вы подозреваете, что администрация не хочет, чтобы родители знали о реальной обстановке в детском саду, то вам стоит подыскать другой сад.
| |